Адвокат: МОК еще продолжит «трепать» российских олимпийцев
Передача: НовостиНовое испытание для российских спортсменов. Теперь, чтобы принять участие в летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, им нужно пройти дополнительный отбор. Каждого атлета должны одобрить члены специальной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК). Таково решение международных спортивных чиновников.
В гостях у «МИР 24» адвокат по спортивному праву Александр Чеботарев.
- Итак, новое препятствие для российских спортсменов. Ведь казалось бы, все, кто получил путевки, доказали, что абсолютно чисты. Как вы считаете, зачем судьбу каждого атлета в индивидуальном порядке будет решать комиссия МОК? Для чего все это придумано?
А.Ч.: Мне сложно ответить на этот вопрос. Надеюсь, что МОК знает ответ на него. Это беспрецедентный случай в истории мирового спорта, когда страну долго третировали бы по этому поводу. Я думаю, что основная причина в том, что представители международного сообщества просто-напросто не могут принять фундаментальное решение, и нет человека, который готов был бы взять ответственность на себя за принятие такого решения. Отсюда и решение МОК, оно половинчатое - организация переложила ответственность на международные спортивные федерации. Для чего это сделано? Конечно, не дай бог, но я думаю, что мы еще услышим о наших отстраненных лидерах. Они (международные спортивные организации) еще не до конца потрепали нашу команду.
- По каким критериям будут оценивать спортсменов?
А.Ч.: Они пока неизвестны. Но поскольку комиссию возглавляет руководитель медицинской службы МОК (Угур Эрденер), то я могу предположить, что критерии будут с медицинским уклоном.
- Может быть, спортсмены заслужили пристрастное отношение? Это нормальная практика, когда команду держат в подвешенном состоянии?
А.Ч.: Не было подобного прецедента, когда перед Олимпийскими играми держали бы в напряжении и таким образом отсеивали спортсменов. Почему это происходит? Мы все знаем, что в основе этого лежат несколько докладов о расследовании WADA (Всемирное антидопинговое агентство). Насколько они обладают доказательной силой, вопрос спорный. Сейчас группа юристов занимается изучением этих докладов. Третий доклад в конечном итоге начали перекраивать - удалили письма (экс-главы московской антидопинговой лаборатории Григория) Родченкова из него. Основная причина пристального внимания к нашим спортсменам в этом расследовании.
- Представители национальных антидопинговых агентств сразу нескольких стран, среди них, например, США, Австрия, Швейцария, уже осудили МОК за то, что тот все-таки допустил россиян до Олимпиады. Скажите, насколько их мнение важно и как оно может повлиять или уже повлияло на решения Международного олимпийского комитета?
А.Ч.: МОК как раз находится под давлением стран, которые вы перечислили. Для него важно это мнение, как мы видим. Я еще раз говорю, что у МОК позиция не совсем понятная. С одной стороны, он принял решение, как будет проходить процедура отбора, с другой - МОК не допускает к соревнованиям основного осведомителя WADA Юлию Степанову. Это тоже проходит в непонятном режиме, поскольку законодательство WADA поощряет сотрудничество с антидопинговыми организациями, что Степанова и делала, по мнению общественности. Но ее не допустили к соревнованиям - это тоже позиция неоднозначная, хотя и в нашу пользу, на мой взгляд. Что касается мнения стран - США, Швейцарии, - другого и не стоило ожидать. Конечно, они оказывают давление.
- Может ли сложиться такая ситуация, что комиссия допустит того, кого уже отстранили?
А.Ч.: Я надеюсь, что это будет так. На сегодняшний день мы не знаем, какова цель. И комиссия должна работать объективно как в одну, так и в другую сторону. Мне кажется, что здесь может сыграть роль тот факт, что наши спортсмены намерены защищаться, а если хотя бы один-два, а лучше три, иска по недопуску мы выиграем, пойдет речь о компенсациях. Потому что для спортсмена неучастие в Играх - колоссальный вред морального характера. Поэтому встанет вопрос о компенсациях, а их будут платить те, кто принимал эти решения.
- Какого порядка компенсации?
А.Ч.: Думаю, что речь может идти о сотнях тысяч евро. Каждый спортсмен будет самостоятельно оценивать свой моральный урон. Но участие в Играх важно как для начинающего спортсмена, так и для того, кто хотел поставить точку в своей карьере. Причем люди, которые были в оптимальной форме и до этого не были уличены в нарушении антидопингового законодательства.
- По каким критерям будут оценивать компенсации?
А.Ч.: Установленной процедуры нет. Каждый самостоятельно определяет, насколько ему нанесен моральный вред. Но все же можно будет привязаться к каким-то схожим делам в международной практике. Но это уже второй шаг после того, как в CAS (Спортивный арбитражный суд) можно будет получить иски.
- По вашему мнению, в течение Игр и сразу после их завершения что ждет россиян? Будет ли особое отношение к тем, кто победит?
А.Ч.: Те люди, которые будут участвовать в Олимпиаде и выиграют, это несомненно герои. Потому что находиться и готовиться под таким давлением очень сложно. Одно дело, когла ты готовишься и прошел отбор, знаешь, что попадешь на Игры, и уже само участие в них почетно. Другое дело, когда ты готовишься, но у тебя нет уверенности в том, попадешь ли ты или нет. Тем более одного, второго отстранили и руки опускаются. Спортсмены, которые будут допущены до Олимпиады, уже совершили прорыв. А тот спортсмен, который заставит заиграть гимн России и поднять российский флаг, будет национальным героем, это однозначно. Мы же можем их только поддерживать. И хочу добавить, что борьба еще не окончена.
Передает mir24.tv.