Ефим Шифрин: Я сделал себя сам
Почему зрители писали жалобы на Ефима Шифрина? Как вещий сон привел Шифрина к Андрону Кончаловскому? И как артист чуть не потерял свою правую руку?Для артиста Ефима Шифрина нет ничего невозможного: эстрада, театр, кино, цирк. Со стороны кажется, что он везунчик, и все ему дается легко. Но только близкие знают, что за внешней легкостью скрывается титаническое упорство. Но как бы ему ни было трудно и сложно, он никогда не перестает улыбаться.
ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ
Детство Шифрина прошло в колымском поселке Сусуман. Сюда был сослан отец мальчика. В 1938 году простого бухгалтера Залмана Шифрина обвинили в шпионаже. Жена поехала за ним и сына Нахима (это настоящее имя Ефима Шифрина) родила на Колыме.
«Я помню барак, в котором прошли первые годы моей жизни. Вот я там жил до 4 лет. Типичная советская архитектура лагерной зоны», – вспоминает Ефим Шифрин.
Колымская ссылка не прошла для семьи бесследно – остался страх перед несправедливостью и системой, которая ломает людские судьбы. Поэтому-то решение Ефима стать артистом отец никогда не одобрял.
РАНА В СЕРДЦЕ
Ефиму было 15 лет, когда во время школьного концерта он впервые вышел на сцену и показал пародию на учителя. В тот вечер Фима сорвал первые аплодисменты. Он захотел стать драматическим артистом, поэтому решил поступать в Щукинское училище при театре Вахтангова. В Москву на экзамен ехал подготовленным – выучил монолог Ромео. Думал, классика – это то, что нужно. Оказалось, совсем наоборот.
Его Ромео на прослушивании вызвал смех. Дальше первого тура Фиму не пустили, но остановить Шифрина было невозможно. На следующий год он снова штурмовал Щуку и вновь провалился. «Может, попробуете клоунаду?» – предложили абитуриенту члены комиссии. В отчаянии парень подал документы в эстрадно-цирковое училище. Тогда он еще не знал, что именно этот вынужденный шаг принесет ему большую удачу.
«Он поступал в Вахтанговское училище и услышал, что в русском театре ему места нет. Я знал, что это осталось у него раной в сердце», – говорит режиссер Роман Виктюк.
Ефим Шифрин попал на курс Виктюка. Благодаря Роману Григорьевичу, никому не известный студент впервые появился на экране. Режиссер дал ему роль стражника в телепостановке «Манон Леско».
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ
В профессии Ефим Шифрин долго не мог найти свою нишу. В драматические театры выпускника циркового училища не звали. С эстрадой тоже не складывалось. Нужны были яркие монологи, но где их взять? Помог артисту его величество случай.
Однажды Шифрин познакомился с сатириком Виктором Коклюшкиным в редакции юмористического журнала. Известный автор решил помочь начинающему актеру. Тем более, в кармане у него был готовый текст – монолог мужа-подкаблучника, который по любому поводу звонит жене.
Люся стала для Шифрина пропуском во все телевизионные эфиры. «Утренняя почта», «Вокруг смеха», концерт ко Дню милиции, «Новогодний Огонек». Вся страна знала Шифрина как Люсиного мужа. Никто даже не предполагал, какую оскомину она ему набила.
«Она у меня много крови выпила, потому что люди, которые связывают мой успех с этой Люсей-покойницей, часто не понимают, что вот такой цепкой женской хваткой, она мне не дала узнать про других женщин», – рассказывает Шифрин.
Люся разомкнула железные «объятья» только через 8 лет. Шифрина стали приглашать на телевидение с другими монологами. К тому времени он уже был популярным артистом, и публика принимала его «на ура!»
Фото: Булдаков Олег, ТАСС
НЕ ТОГО ЖДАЛИ!
В конце 80-х жизнь Ефима Шифрина была похожа на конвейер. Почти каждый день он выходил к микрофону. Перед ними стояла только одна задача – развлекать народ. Но Шифрину этого было мало. Ему хотелось заставить зрителя не только смеяться, но и плакать.
В 1993 году Ефим Шифрин выходит на сцену своим моноспектаклем «Я играю Шостаковича». Уже в конце первого отделения актер понимает – это провал. Люди уходят из зала, хлопая дверью. Книга жалоб исписана возмущенными комментариями. Не того Шифрина ждали!
Артист переживал. Заперся в своей квартире и несколько дней ни с кем не разговаривал. А потом начал действовать – перестроил текст, добавил туда юмора и через четыре месяца выпустил новую версию спектакля. Это был безоговорочный успех! Шифрин сделал его сам.
«Это сильный ребенок со светлым отношением к жизни. Детскость в какой-то удали что ли. В нем есть что-то от баловня жизни. Если не знать, как он шел к своему успеху, можно подумать, что всегда его жизнь только баловала, и никогда никаких проблем не было», – говорит народная артистка России Тереза Дурова.
РЕВАНШ!
В начале 90-х фамилия Шифрина все реже мелькает в рекламе эстрадных шоу. Ефим устал быть «парнем из Аншлага». Он бредил драматическими ролями, но даже представить себе не мог, что когда-нибудь выйдет на сцену театра имени Вахтангова.
В спектакль «Я тебя больше не знаю, милый» Ефима пригласил его учитель, режиссер Роман Виктюк. Для Шифрина это была не просто премьера – реванш! Чтобы сыграть эту роль, Шифрину пришлось изменить свою жизнь. В процессе спектакля актеру нужно было раздеться до пояса. Ефим сделать этого не мог – стеснялся своей фигуры. Выход был только один – идти в спортзал.
«И вот с тех пор я не делал никаких долгих перерывов. И считаю, что спортзал – это моя вторая сценическая площадка, там тоже куется часть моей работы», – признается артист.
ОТ МОНСТРА ДО ФРИКА
В отличие от театра отношения с кинематографом у Шифрина долгое время не складывались. Однако первое появление его на экране было более чем удачным. Ефим снялся в одном из эпизодов знаменитого «Ералаша» в роли учителя, который потом превращается в монстра. Сыгранный им сюжет запустил целую череду необычных, даже мистических событий.
«Приснился мне как-то Кончаловский, который меня приглашает на какую-то работу. Когда меня реально в жизни пригласили для разговора с ним, я вошел в его кабинет и аж закачался! Как это у меня сперли из сна чертеж этой комнаты? Совершенно то же пространство и тот же человек. Черти что... мистика», – удивляется Шифрин.
Мистика оказалась со знаком плюс. Андрон Кончаловский сделал Шифрину предложение, от которого тот не смог отказаться. Режиссер подарил актеру возможность почувствовать себя настоящим фриком. Модельер, непризнанный гений, Лагерфельд русского разлива – роль-мечта для любого артиста. Одна загвоздка: режиссер настоял – герой Шифрина все время должен быть в темных очках.
ОБЕЗЬЯНЬИ ЧЕЛЮСТИ
Шифрину было уже за 50, когда он стал участником циркового телешоу. Актер даже не догадывался, что этот проект может стоить ему здоровья и карьеры.
Во время номера с обезьянкой на манеж неожиданно выбежал ребенок, хотел вручить артисту цветы. Животное от испуга бросилось на него. Шифрин тут же отреагировал – отвлек обезьянку на себя. Расплата пришла мгновенно – животное вцепилось в руку артиста мертвой хваткой. Ефим не остановился, доработал номер до конца. Зал аплодировал ему стоя.
«Тут уж я так растрогался, а потом это счастье обернулось такой ноющей болью. Утром рука уже стала неузнаваемая, это была такая лапища с неразделимыми пальцами. Я понял, что мне ее отрежут», – вспоминает он.
Руку артисту спасли чудом. Рана долго не заживала, гной пришлось откачивать дважды. Хирург, который оперировал, сказал, что Ефим родился в рубашке, потому рука и уцелела.
Сегодня Ефима Шифрина по праву можно назвать человеком-оркестром. Он снова и снова готов рисковать, добиваться, пробовать, начинать сначала. Его талант, тонкость, ум позволяют ему блистать в разных образах и в жанрах. Но главный его дар – приносить людям радость. И в этом он практически достиг совершенства.