Евгений Стеблов: в поисках счастья
Какой фильм сделал актера молодой звездой советских экранов?Звездой советского кино он стал еще студентом театрального училища. Казалось, популярность снесет парню голову. Но этого не случилось. Спас комплекс неполноценности! Он и сегодня такой же скромный и застенчивый. Вечно ищущий. Сомневающийся. Чуткий и ранимый.
МАЛЬЧИШКА ИЗ БАНДИТСКОГО ДВОРА
Женя Стеблов родился и вырос в семье русских интеллигентов. Мама – педагог. Папа – инженер. Дедушка по папиной линии – вообще из дворян, железнодорожный генерал! Семья жила почти в центре столицы, на проспекте Мира, рядом с Рижским вокзалом. В большой коммунальной квартире Стебловы занимали две смежные комнаты. Бандитская романтика будущего актера никогда не привлекала. Его манило кино.
На самом деле у Евгения Стеблова были все шансы сделать карьеру артиста. Но не драматического театра, а кукольного! Свою первую механическую куклу Женя смастерил, когда был школьником – об этом даже в газетах написали. Сам Сергей Образцов пригласил Женю в свой театр с перспективой дальнейшей работы. Но Евгений Стеблов вовремя понял: всю жизнь простоять за ширмой – это не для него. После окончания десятилетки Женя подал документы сразу в три театральных вуза – школу-студию МХАТ, ГИТИС и Щукинское училище. Последний вариант оказался победным.
Как и все студенты театральных вузов, Стеблов мечтал о кино. В перерывах между лекциями ездил на «Мосфильм». Прохаживаясь по коридорам киностудии, он попал на съемочную площадку режиссера Георгия Данелия и получил свою первую большую роль.
«Это вот со мной произошло, как с Золушкой. Вот я мечтал, и вдруг я попадаю в не просто кино, а в свое кино. Это, прежде всего, мир Шпаликова, мир Данелии, художественный мир, который для меня оказался родным и естественным», – рассказывает Евгений Стеблов.
Редкого артиста делает известным его первая роль. С Евгением Стебловым случилось именно так. После фильма «Я шагаю по Москве», где Стеблов сыграл роль Саши Шаталова, 18-летний Женя проснулся знаменитым на всю страну артистом. После премьеры фильма на Евгения Стеблова посыпались предложения сниматься. Интересных ролей, как назло, не было. А вот в картину, о которой Женя мечтал, его брать не захотели…
Фото: Валерий Матыцин, ТАСС
ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ
1963 год. Михаил Калик ищет актера для своего нового фильма «До свидания, мальчики». Пробу Стеблова режиссер забраковал. Зато сценаристу Борису Балтеру парнишка понравился. Увидев Стеблова, он воскликнул: «Посмотри, Миша, да это же я!» Так, по настоянию писателя и автора сценария, Женя Стеблов приступил к работе. Он тогда даже не подозревал, что это будут самые трудные съемки в его жизни…
«Я испытывал неимоверный психологический груз. Я знал, что играл поколение моего отца. И какой-то очень искренний долг перед этим поколением», – признается актер.
Картину «До свиданья, мальчики» снимали в Евпатории, Одессе и Севастополе. Казалось бы, южные города, море, солнце. Что может быть лучше? Загвоздка в том, что съемки начались ранней весной. А по сюжету фильма – самый разгар лета! Когда актеры изображали в кадре жару, ныряли в море, все вокруг ходили в пальто.
Но все съемочные сложности меркли по сравнению с главной проблемой. «До свиданья, мальчики» – первый в СССР фильм, где в основе сюжета – любовь между несовершеннолетними.
На момент съемок Евгению Стеблову было 18. А его партнерше – Наташе Богуновой – всего 15 лет! И она категорически не хотела целоваться в кадре, капризничала после каждого дубля, дулась на своего коллегу – в общем, вела себя как подросток. Чтобы справиться с ролью, Стеблов призвал на помощь весь свой небогатый на тот момент личный опыт.
Пережитые чувства помогли 18-летнему Жене Стеблову создать на экране одну их самых трогательных историй юношеской любви. В жизни свою «единственную» Стеблов встретит только через 10 лет. И эта встреча перевернет всю его жизнь.
ТАНЯ, ТАНЕЧКА, ТАНЮША…
Со своей будущей женой, Татьяной, Евгений Стеблов встретился случайно, на дне рождения друга. Он был уже известным актером, но кинозвезду в нем она не признала. Таня работала финансистом, с миром богемы не пересекалась. Но для Стеблова не имело значение, чем она занималась. Он понял: главное – быть с ней рядом!
На этот раз Евгений смог преодолеть смущение и попросил у девушки номер телефона. Это стало главной победой в его жизни. В награду он получил чувство, которое пронес через всю жизнь. В 1972 году они поженились. Евгений привык к тому, что рядом с ним его Таня. Заботливая, чуткая. Казалось, так будет всегда. Но счастье долгим не бывает…
ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
В 1976 году на «Мосфильме» начались съемки фильма Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам». Евгений Стеблов играет роль молодого отца. Что и как делать в кадре, актер знает лучше других. Его собственному сыну, Сергею, к этому моменту исполнилось уже четыре года! Евгений Стеблов и Марина Дюжева так органично смотрелись в роли семейной пары, что зрители «поженили» их и в реальной жизни.
«Мы жили, снимали комнату с мужем на улице Горького, а Женя служил в театре Моссовета. У меня родился старший сын. Я гуляла с коляской, он меня увидел, ну мы, конечно, обнялись, стояли, разговаривали... И вот люди проходили и говорили: «Так вы муж и жена! Как хорошо, какая замечательная пара!» – вспоминает актриса Марина Дюжева.
ХИТРОСТЬ СТЕБЛОВА
Евгений Стеблов – артист, который умеет удивлять. Когда Никита Михалков начал снимать свою картину «Раба любви», роль звезды немого кино, актера Канина предложил Стеблову. Режиссер даже не представлял себе тогда, какими будут последствия…
Стеблов знал, что у его героя есть реальный прототип. Знаменитый актер начала двадцатого века Витольд Полонский. Фокус Стеблов придумал. Ему в голову пришла идея – наделить своего персонажа необычно высоким голосом. Эпизодическая, по сути, роль стала одной из самых ярких актерских работ в этом фильме. Режиссер остался доволен.
ДВА ДРУГА
Евгений Стеблов и Никита Михалков – это история настоящей мужской дружбы. Они познакомились на картине «Я шагаю по Москве». Но подружились позже, на съемках фильма «Перекличка». Предварительно, едва не испортив друг другу лица.
«Мы спорили, у нас произошел творческий спор. И он даже хотел мне по морде двинуть – настолько я там очень остро проявлялся», – признается Евгений Стеблов.
Он был первым, кто оценил режиссерский талант Михалкова. Свой первый курсовой фильм будущий мэтр режиссуры снял по рассказу Стеблова. Михалков снял Стеблова в нескольких своих картинах. Два друга встречались на одной съемочной площадке в качестве актеров. Как это было в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе.
«Собака Баскервилей» стала для Стеблова особенной картиной. После этой работы он обрел еще одного верного друга – Василия Ливанова. Неожиданно выяснилось: много лет они жили в одном доме и даже не знали об этом.
Фото: Александра Яковлев, ТАСС
ВЕРА
Помощь и поддержка друзей особенно понадобилась Евгению Стеблову зимой 2010 года. В январе, после рождественских праздников, ушла из жизни его жена Татьяна. Врачи не смогли спасти ее после третьего инсульта.
После ухода жены Евгений Юрьевич надолго расстается и с сыном. Сергей Стеблов мог стать продолжателем династии – выпускник Щукинского училища, он снимался в кино, пробовал себя в режиссуре. Но потом понял: у него другое призвание. Сергей ушел в монастырь, сейчас у него чин послушника, а у самого Евгения Стеблова не так давно начались новые отношения, он женился, и его близкие очень надеются, что это навсегда, и актер больше не будет одинок.
«Я могу сказать, что я счастливый человек, потому что я человек верующий. И покуда я был неверующим человеком, я был достаточно депрессивным человеком. И редкий день, когда я был счастлив. Если бы не вера, мне было бы намного тяжелее, намного», – признается актер.
Со стороны Евгений Юрьевич Стеблов, как и все его герои, выглядит человеком из другой эпохи. Трогательный, беззащитный романтик с мощным внутренним стержнем. Сегодня он снова много работает. Играет на сцене, пишет книги, преподает, занимается общественной деятельностью. Снова учится быть счастливым. И, кажется, у него это получается.