Георгий Юнгвальд-Хилькевич: от ненависти до любви
Как режиссеру-«бездарю» удалось завоевать любовь зрителей?«Режиссер, поражающий своей бездарностью», – так клеймили кинокритики режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Его картины – легкие, музыкальные и такие несоветские – их раздражали. А зрителей, наоборот, восхищали. Самый «кассовый» режиссер СССР. Человек, который первым снял в кино Владимира Высоцкого, а героев Дюма заставил говорить по-русски.
ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЙ
«Если бы я умер при Советской власти, то умер бы ужасным режиссером», – вспоминает Георгий Юнгваль-Хилькевич.
Однако умереть режиссер мог гораздо раньше, чем снял свой первый фильм. Несмотря на то, что родился Георгий в семье балерины и театрального режиссера, его единственной юношеской страстью были мотоциклы. В родном Ташкенте он не раз поднимался на пьедестал в соревнованиях по мотокроссу. Но однажды заезд закончился неудачным падением.
Парень сильно ударился, и ему в ногу попало стекло. Он его вытащил. Однако на следующий день отправился на футбол, где его хорошенько избили противники по голове и ногам. Затем случилось общее заражение крови и остеомиелит правого бедра. В 14 лет он оказался на грани жизни и смерти. Врачи почти не верили, что искалеченный парень сможет выкарабкаться.
Два года Георгий был почти полностью обездвижен. Пока его сверстники гоняли с мячом и ходили на первые свидания, его самым доступным развлечением было чтение. Тогда впервые в руки Георгию попал роман французского писателя Александра Дюма «Три мушкетера». Эта книга стала для Хилькевича настоящей отдушиной.
Через много лет Юнгвальд-Хилькевич по-своему отблагодарит Дюма за свое возвращение к жизни. Но тогда, в юности, Георгий совсем не рвался в кино. Он мечтал стать художником. Поступил в архитектурный. Но с пятого курса перевелся в театрально-художественный.
После института Георгия стали приглашать работать художником на кинокартины. Однажды, будучи в командировке в Москве, он увидел объявление о наборе на высшие режиссерские курсы. Подал заявление, сдал экзамены и легко поступил. С этого момента началась его новая жизнь. Жизнь в большом кино, в которой от любви до ненависти – всего один шаг.
ДВАЖДЫ ЗАПРЕТНЫЙ
«Он человек взрослый, не из Москвы, из Ташкента. Человек со сложной судьбой, его путь не был усыпан розами. Как многие считают: «Ну понятно, человек родился с золотой ложкой во рту!» Но это совсем не про Хилькевича», – вспоминает актриса Яна Поплавская.
1969 год. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич – в центре громкого скандала. Причина – снятая им картина «Опасные гастроли». Историю о том, как артисты варьете перевозили листовки, советское киноначальство приняло в штыки. «Революция на фоне канкана – это уж слишком!» – таков был вердикт.
Скандал докатился до ЦК. Директору Одесской киностудии, где снимали фильм, грозило исключение из партии. Сам Юнгвальд-Хилькевич оказался на грани отлучения от профессии. Ситуацию усугубляло то, что главную роль в «Опасных гастролях» сыграл Владимир Высоцкий. Персона нон грата для советского кинематографа. Режиссеру пришлось пойти на хитрость.
«Меня заставляли пробовать всех, Тихонова в том числе. Я всех предупреждал, что ими хотят заменить Высоцкого, и они все отказывались. Шалевич, Юра Каморный, Слава Тихонов – все приезжали, а потом писали, что им не нравится сценарий», – рассказывает Юнгвальд-Хилькевич.
Картину «Опасные гастроли» с участием Высоцкого положили на полку. Шансов, что она дойдет до широкого зрителя, было немного. Зато Высоцкого с Хилькевичем этот фильм связал большой и крепкой дружбой.
«Высоцкого вообще нельзя было брать в кино тогда. Он осмелился это сделать, понимая, что теряется этот великий талант», – говорит композитор Максим Дунаевский.
Через полгода на закрытом показе в ЦК «Опасные гастроли» увидел Анастас Микоян. Он остался в полном восторге от картины и дал ленте зеленый свет. Для режиссера это был настоящий подарок. Фильм посмотрели 37 миллионов зрителей. Люди штурмовали кинотеатры, а Юнгвальд-Хилькевич чувствовал себя победителем.
«Главное – признание народа. И это главный критерий. С критикой у него с самого начала не сложились отношения, и он как-то отсек это от восприятия. И он просто не обращал на это внимание», – отмечает актер Дмитрий Харатьян.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич и Олег Табаков (слева направо) в перерыве между съемками.
Фото: Николай Малышев, ТАСС
ТРИЖДЫ НЕПРАВИЛЬНЫЙ
В 1978 году Юнгвальд-Хилькевича пригласили на «Мосфильм». Предложили снять музыкальную картину. Намекали, что лучше выбрать тему в духе соцреализма. Но режиссер решил снять русский водевиль.
«Он сказал: «Макс, мне нужно от тебя вот все, что ты любишь и умеешь. И симфонизм. В фильме есть, где развернуться. Нужны легкие эстрадные песни. Вот соедини все это мне в одно единое», – рассказывает композитор Максим Дунаевский.
Легкая развлекательная картина была совсем не в формате киностудии. Многие члены худсовета прямо заявляли: то, что делает этот режиссер – вообще не кино! Поддержка пришла оттуда, откуда Юнгвальд-Хилькевич ее совсем не ждал. На финальный просмотр фильма пришел сам Тарковский.
«Такой шепот: «Тарковский, Тарковский». Зашли и остановились. Заканчивается картина, и весь зал поворачивается и смотрит на Тарковского. А он: «О, я думал на «Мосфильме» одни трупы, а есть живой человек». Повернулся и ушел. Тут гром аплодисментов, все поздравлять стали», – вспоминает Юнгвальд-Хилькевич.
МЕНЯЮ КОНСТАЦИЮ НА Д'АРТАНЬЯНА
1978 год. На Одесской киностудии идет запуск легендарной киноленты «Три мушкетера». Работа стопорится по одной причине – ассистенты не могут подобрать актера на роль Д'Артаньяна.
С актерским составом у Хилькевича сразу начались проблемы. Кандидатура на роль Д'Артаньяна была спущена сверху, из Министерства культуры. Это был Александр Абдулов. Но на кинофестивале в Ленинграде Юнгвальд-Хилькевич знакомится с молодым актером Михаилом Боярским.
За него режиссер бился также отчаянно, как когда-то за Владимира Высоцкого. В конце концов перед ним поставили условие: если Боярский будет играть Д'Артаньяна, то в роли Констанции Бонасье должна быть Ирина Алферова.
Юнгвальд-Хилькевич оказался перед выбором. На роль госпожи Бонасье он уже пригласил Евгению Симонову. Актрисе пришлось отказать. В знак протеста за Симоновой картину покинул Игорь Костолевский – утвержденный Бэкингем.
Перед самыми съемками Юнгвальд-Хилькевич лишился и своей Миледи. Выяснилось, что приглашенная на эту роль Елена Соловей ждет ребенка. Режиссеру пришлось спешно искать замену. Спасти положение согласилась Маргарита Терехова.
АЛЯГЕР КОМ АЛЯГЕР…
Пока актеры вживались в свои роли на площадке, Юнгвальд-Хилькевич каждый день совершал режиссерский подвиг. Потом мало кто догадывался, что трехсерийный костюмированный фильм был сделан буквально на коленке.
Однажды во время съемок Хилькевич заметил: его любимые артисты стали исчезать у него прямо с площадки. Разгадка крылась за углом. Бравых мушкетеров Его Величества у режиссера из-под носа уводили поклонницы.
Не секрет, что приключения мушкетерской братии не заканчивались за пределами съемочной площадки. Их вечеринки, где рекой текли коньяк и вино, завершались только под утро. Давить на актеров – не в правилах Хилькевича. Но именно его воля помогла им не распоясаться окончательно.
Вопреки опасениям режиссера спиртное никак не сказалось на качестве фильма. Картина едва не пострадала от КГБ. В середине съемочного периода Юнгвальда-Хилькевича неожиданно вызвали туда на беседу. Спросили, знает ли он о том, что они могут арестовать некоторых его артистов.
Накануне этого разговора вся мушкетерская компания во главе с Михаилом Боярским веселилась в номере обкомовской гостиницы города Львова.
«Дуров был, Валька Смирнитский, Каневский. Я парадировал Брежнева. Ну, трепались, выпивали, все. А гостиница прослушивалась, естественно, как все наши гостиницы», – вспоминает актер Михаил Боярский.
Все эти актерские номера сотрудники госбезопасности дали прослушать Юнгвальд-Хилькевичу. Тот понял сразу – дело обретает опасный поворот. Режиссеру пришлось включить все свое красноречие, лишь бы актеров не привлекли к ответственности.
Премьера «Трех мушкетеров» состоялась в канун нового 1980 года. На режиссера Юнгвальда-Хилькевича набросились все критики. Его обвиняла в том, что из романа великого Дюма он сотворил дешевую подделку. Говорили, что фильм завтра забудут. А вышло – все наоборот!
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (справа) и оператор Александр Полынников во время работы.
Фото: Владимир Песляк, ТАСС
НА ЗВЕЗДНУЮ ОРБИТУ
Хилькевич, как никто другой, умел подарить артисту шанс. Вывести его на звездную орбиту. Так, на роль графа Монте-Кристо в картине «Узник замка Иф» он пригласил малоизвестного актера Виктора Авилова. Многие тогда не поняли выбора режиссера. Зато после выхода фильма Авилов стал одним из самых востребованных актеров страны.
Роль Мерседес Хилькевич вообще отдал актрисе из Ростовского ТЮЗа. В своем театре она играла Бабу-Ягу.
Еще одна юная дебютантка появилась на съемочной площадке «Узника замка Иф» вопреки воли режиссера. 17-летняя балерина из Ташкента Надира Мирзаева. Девушка идеально подходила на роль наложницы Гайдэ. Но Юнгвальд-Хилькевич с непонятным упорством повторял – надо искать другую актрису.
Его жена Татьяна – она же второй режиссер на картине – наконец, взорвалась. Она закричала: «Ты издеваешься над группой! Чего выламываешься, у тебя такая девочка в Ташкенте». Но режиссер ей твердо ответил: «Тань, запомни эти слова, ты ее вызвала, а не я». Приехала Надира, и Юнгвальд-Хилькевич переехал с ней в другой номер.
Знакомые говорили Хилькевичу, чтобы он опомнился. Намекали на разницу в возрасте – 35 лет. Уверяла его, что девушка хочет ролей и славы. Но маэстро никого не слышал. Он был по-настоящему влюблен.
Восточная красавица Надира рядом с режиссером в горе и радости уже 25 лет. В 1995 году они официально поженились. В 98-м у них родилась дочь Нина. Однако знаменитой актрисы из жены Юнгвальд-Хилькевич так и не сделал.
НА СТРАХ И РИСК
Юнгвальд-Хилькевич понимал: снимать продолжение знаменитого фильма – дело неблагодарное. Но в конце 90-х на телеэкраны выходят «Мушкетеры 20 лет спустя», а потом и «30 лет спустя». Эти картины не принесли и толики успеха первой ленты. Зрители были пресыщены фильмами о приключениях. Теперь их в огромном количестве предлагал Голливуд. Юнгвальд-Хилькевичу было трудно с ним конкурировать.
Хилькевича называли «вдвойне безумцем», когда в 2008 году он решил снимать «Возвращение мушкетеров». На свой страх и риск режиссер вновь собрал на съемочной площадке знаменитую четверку.
«Возвращение мушкетеров» в пух и прах разругали критики. Кинозалы тоже не порадовали аншлагами. Юнгвальд-Хилькевичу приходилось защищать свою картину от нападок. Но для него это было не в первый раз. Он все равно верил – фильм найдет своего зрителя.
Фильмы Юнгвальд-Хилькевича – как хорошее вино – с годами кажутся нам только лучше. Мир приключений, доблести и настоящей дружбы никогда не перестанет манить. Режиссер и не скрывает, что делает свои картины, прежде всего, для зрителя. А зритель отвечает ему на это любовью и восхищением.