Юрий Богатырев: чужой среди своих
В чем была сила невероятного перевоплощения великого русского актера?Он вспыхнул на экране яркой звездой. Первая серьезная роль Юрия Богатырева в кино сразу принесла ему успех. Его чекист Шилов в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» поражает своей внутренней силой и какой-то особой мужской красотой.
Его помнят и любят до сих пор. И приходят к нему на встречу, ведь остались его картины, фотографии со съемок, костюмы, в которых Юрий Богатырев выходил на сцену. Все, что сохранено в Московском художественном театре, лишь немного приоткрывает загадку этого артиста. Каким он был в жизни – настоящим – сейчас помнят только самые близкие...
МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ ИГРАЛ В КУКОЛ
Юра Богатырев с самого детства был необычным, непохожим на других. В подмосковном дворе, где он вырос, его дразнили «девчоночником». Вместо войнушки он целыми днями играл с подружками в кукол, которых сам шил из старых маминых платьев. И это сын военного моряка-подводника!
Он пытался продолжить военную династию. В 10 лет поехал в Ленинград, поступил в Нахимовское училище. Но через несколько месяцев сбежал оттуда. Домой вернулся без шапки и носков – их у него украли. Было в его юности и художественное училище – Юра любил и умел рисовать – но там он тоже проучился недолго. На факультете ковроткачества, куда он поступил, ему было скучно.
Скучно не было только в кукольном театре Владимира Штейна при Доме пионеров, где впервые в жизни Юра вышел на сцену и тем самым решил свою судьбу. На экзамены в Щукинское театральное училище Юрий взял с собой куклу – на удачу, как талисман. И поступил – на курс Юрия Катина-Ярцева, который позже назовут «золотым». Там учились Наталья Гундарева, Наталья Варлей, Константин Райкин. Но и среди таких ярких личностей Богатыреву удавалось выделяться.
«Он беловолосый - таких у нас не было. У него был низкий красивый голос, сочный такой, и он очень хорошо им владел. Еще у него всегда в кармане пиджака был блокнот для рисования. И при каждом удобном случае он его вынимал и начинал свои штудии», - вспоминает актер театра и кино Авангард Леонтьев.
ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ С МИХАЛКОВЫМ
В труппу «Современника» Юрий Богатырев пришел по приглашению Галины Волчек. После училища для него это казалось шагом назад. Если в Щукинском он играл отрывки из Гоголя и Достоевского, то в театре молодому артисту поначалу перепадали лишь маленькие характерные роли. Юрий даже начал подумывать о том, чтобы бросить театр, уйти из профессии. В этот момент в его жизнь ворвалось кино.
Надо было постараться, чтобы разглядеть в добром, застенчивом Юрии жесткого чекиста. Но Никита Михалков хотел снимать в этой роли только Богатырева. Хотя ему и пришлось побороться с характером актера.
«Он не ездил верхом и не умел драться. Но он был настолько невероятно талантлив. Он схватывал все с листа», – говорит народный артист РСФСР, кинорежиссер Никита Михалков.
Уже тогда, на картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», Никита Михалков понял, что нашел свой актерский бриллиант. С этой ленты начался их с Юрием Богатыревым творческий союз – плодотворный, яркий, сложный, но такой нужный им обоим.
© Фото: Василий Егоров, ТАСС
МАСТЕР ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ
После яркого дебюта большие роли Богатырев получал не только от Михалкова. Режиссеры чувствовали в нем его гениальную особенность впитывать материал, преображаться в кадре, меняться от плюса до минуса.
Почти в один год Богатырев играет очень разных героев: трогательного, влюбленного писателя Филиппка в картине «Объяснение в любви» и подлого Ромашку в «Двух капитанах». Эта отрицательная роль стала едва ли не самой яркой в фильме на фоне таких правильных, положительных персонажей.
«Он с удовольствием играл противных персонажей, - расскзывает актер театра и кино Авангард Леонтьев, - потому что тогда он начинал фантазировать на эту тему. При этом сам Юра был совершенно непротивный человек».
Он любил всех своих героев и для каждого искал особенные детали. Так появилась и самая яркая сцена в фильме «Родня». Кажется, фарс и трагедия всей ситуации слились в одном танце. К моменту съемок этого фильма Богатырев набрал лишний вес, но это только шло плюсом к образу, в котором он позволил себе разгуляться.
ГУБИТЕЛЬНАЯ ПРЕДАННОСТЬ СВОЕМУ ДЕЛУ
С конца 70-х Юрий Богатырев служил во МХАТе под руководством Олега Ефремова. Весь сезон он был занят в постановках, много работал, практически на износ. Летом вместо отпуска уезжал в очередную киноэкспедицию. В этот момент у Богатырева начало шалить давление. Театру нужно было, чтобы артист выходил на сцену в любом состоянии – билеты раскуплены. Кого-то близкого, кто бы попросил, потребовал беречь себя, рядом не оказалось. А у коллег по театру, где он проводил столько времени, была своя жизнь, свои интересы.
«В последние годы жизни он был одинок, потому что его окружали не те люди. Это были не настоящие друзья. Он хорошо зарабатывал и мог любому из них сказать, бери, сколько тебе надо. Потом он мне как-то жаловался, что ему практически весь театр МХАт должен был денег. Но никто не отдавал», - вспоминает подруга актера Нелли Игнатьева.
6 февраля 1989 года в Москве должна была открыться первая персональная выставка картин Юрия Богатырева. Он с нетерпением ждал ее и очень волновался, как воспримут люди его работы. За четыре дня до открытия у него случился сердечный приступ, которые артист пережить не смог. Ему был 41 год.
Богатырев и при жизни для многих оставался загадкой, а после смерти тем более. Но попытки разгадать, рационально объяснить большой талант, никогда ни к чему не приводили – слишком он необычный, непохожий на других.