Луи Де Фюнес русского кино Семен Стругачев
В каком бою знаменитый актер обрел свою профессию?Сегодня артиста Семена Стругачева знают и любят многие. Однако долгое время зрители не знали, как его зовут. Ему вслед кричали: «Лева!» Незадачливый рыбак и охотник Лева Соловейчик – визитная карточка народного артиста России Семена Стругачева. Сыграв эту роль, актер на целые десятилетия стал лицом новой русской комедии. Фильм «Особенности национальной охоты» обрел популярность, сравнимую разве что с комедиями Леонида Гайдая. Однако за эту известность, ему пришлось расплачиваться, ведь Стругачев стал заложником комедийного образа…
«Вообще я считаю, что синтетическая природа Стругачева еще не до конца реализована. Он поет, он звонкий, он везде насвистывает. Вот ничего этого пока режиссеры в нем еще не видят», – подчеркивает актер Валерий Гаркалин.
БИРОБИДЖАНСКИЙ СОЛОВЕЙ
Семен Стругачев родился на Дальнем Востоке, в поселке Смидовичи в Еврейской автономной области. Кроме Семена в семье было еще трое детей. И все они в одночасье остались без отца: когда Семен был еще ребенком, отец ушел от их матери. Тогда она взяла детей и переехала в Биробиджан. Семья стала жить в небольшом домике, который все никак не получалось утеплить. Поэтому все дети, в том числе и Семен, постоянно болели.
Чтобы поддержать здоровье детей, мать регулярно давала им рыбий жир или маргарин. Сливочное масло Семен попробовал, когда ему исполнилось пять лет. Казалось, вкусней на свете ничего и нет. Но поскольку оно было дорогое, его покупали очень редко. Пятилетний Семен так кричал и просил масло, что однажды их сосед, услышав крики, сказал: «Этот мальчик будет либо дураком, либо артистом».
Быть артистом Семен Стругачев в то время не мечтал. Его привлекало тогда другое искусство – техника рукопашного боя. Но когда Сене исполнилось десять лет, мама на последние деньги купила ему аккордеон и отвела сына в музыкальную школу. Она понимала, инструмент – это вклад в будущее, ведь парень с аккордеоном в руках всегда заработает себе на кусок хлеба. Особенно если он еще и поет.
У Семена был хороший голос, его даже называли биробиджанским соловьем. Однако певцом Стругачев не стал. Но на сцену вышел. Однажды Русскому народному театру города Биробиджана срочно понадобился актер типичной славянской наружности в спектакль «Алексей и Ольга». Как это ни парадоксально, но на роль взяли Семена, сделав его курносым с помощью грима. Так Стругачев стал артистом.
РУССКИЙ ДЕ ФЮНЕС
Работать актером Стругачев стал в Приморском драмтеатре. Часто во время спектаклей зрители шептались, ведь актер им кого-то напоминал. Длинноносый, невысокого роста, взрывной темперамент – вылитый Луи Де Фюнес! Его так и стали называть и зрители, и коллеги по цеху.
«Он артист трагикомического жанра, он вообще продолжатель Чаплина. Я бы отнес его дарование к этой высоте, к этой вершине», – вспоминает актер Валерий Гаркалин.
В Приморском драмтеатре Стругачев служил пять лет. За это время он сыграл полтора десятка ролей, но чего-то главного в них не нашел. Искать себя актер продолжал в Самаре, Нижнем Новгороде, Петрозаводске. Казалось, ему на роду написано до конца дней выходить на сцену провинциальных театров. Но все изменилось в один день…
ПЕРСТ СУДЬБЫ
В 1988 году Стругачев приезжает в Санкт-Петербург. Одна его знакомая пробовалась в театр Ленсовета и попросила ей подыграть. Стругачев помог. В итоге актрису не взяли, а вот он уже почти четверть века выходит на сцену знаменитого Петербургского театра.
«Я очень хорошо помню, когда Сеня появился в нашем театре. Это было замечательно. Мы с ним сразу же сблизились. Сеня – большой озорник в хорошем смысле этого слова. Озорник, шутник, балагур. Такие люди всегда очень ценятся в коллективах», – отмечает актер Сергей Мигицко.
В театре Стругачев тут же стал своим. Оценила артиста и взыскательная петербургская публика. Билеты на спектакли с его участием расходились, как горячие пирожки.
«Эта требовательность и высокий профессионализм, безупречный и испытанный годами периферийных театров. Он обрел эту профессию в бою», – вспоминал актер Валерий Гаркалин.
Аплодисменты публики, признание коллег – о чем еще можно мечтать актеру? Конечно, о кино. Стругачев, как и многие другие, хотел попасть на экран. Но делать для этого ничего не собирался. Он считал, что режиссеры должны сами приходить в театр и искать того актера, который им нужен. Но, как оказалось, кинорежиссеры не часто посещают спектакли.
Андрей Черных стал исключением. В театр Ленсовета режиссер зашел неслучайно. Он искал актера для своего дебютного фильма «Австрийское поле». Стругачев вышел на сцену в роли писателя Франца Кафки. В тот вечер Кафка открыл ему дорогу в большое кино. В картине «Австрийское поле» Стругачев получил главную роль. Он сыграл человека, который, не обладая зрением, мог видеть больше, чем любой зрячий. По началу, привыкший к театру, актер на съемочной площадке растерялся. Кинопроцесс ломал все его задумки. В театре действие разыгрывается по порядку: первый акт, второй акт, потом финал. А тут историю начали снимать прямо с конца. Из-за всей этой чехарды Стругачев долго не мог взять в толк, о чем, собственно говоря, кино.
Как любой артхаус, фильм «Австрийское поле» не дошел до широкого зрителя. Но Семену Стругачеву все равно казалось, что перед ним открылись ворота в рай.
ЗАСАДА
Осенью 1994 года режиссер Александр Рогожин приступил к съемкам фильма «Особенности национальной охоты». Компания охотников была давно подобрана. Однако перед началом работы актер, который должен был играть Леву Соловейчика, работать отказался. Рогожкин срочно стал искать замену. Кто-то посоветовал ему попробовать Стругачева. Позже Рогожкин признался, что именно нос стал главным аргументом для утверждения Стругачева на роль. Такая фактура – находка для комедии.
Съемки «Охоты» стали для актеров полным погружением в жизнь персонажей. Группа выехала в лес и растворилась там на несколько месяцев. Работали артисты по 14 часов. Мерзли круглосуточно. Днем на съемках, ночью – в корпусах пионерского лагеря, которые не отапливались. Это только кажется, что в эпизодах с русской баней актеры млеют от жары. Чтобы казаться в кадре потными и мокрыми, они мазались кремом. Иллюзию пара создавала дымовая машина.
Почти все экранное время охотники находятся либо под хмельком, либо в изрядном подпитии. После премьеры зрителей волновал один вопрос – правда ли, что актеры выпивали для достоверности? Оказалось, да. Водку артисты употребляли. Но исключительно для реабилитации. Особенно это было необходимо Семену Стругачеву.
По сюжету ему приходилось нырять в Ладожское озеро, поверхность которого уже сковал первый лед. Съемки этой сцены едва не превратили комедию в драму. В этот день к Стругачеву приехали жена и маленькая дочка. Родные ждали на берегу озера, пока Семен учился управлять моторной лодкой. Готовились снимать сцену водной охоты. Осваивать моторку Семену помогал ее хозяин. Однако в какой-то момент Семен не справился с управлением, и они перевернулись. Лодка тут же ушла под воду. Глубина – 15 метров. Летная куртка, брюки на меху, тяжелые сапоги – все это моментально наполнилось водой. Мокрая одежда, как гиря, стала тянуть на дно.
Коллеги на берегу в панике пытались организовать спасательную операцию. Но сначала не могли найти лодку, потом кинулись искать весла. Семен тем временем уже начал идти ко дну. Однако артиста все же успели спасти.
Все страдания, пережитые во время съемок, окупились с лихвой. Незадачливый охотник-рыбак Лева Соловейчик поднял актера Семена Стругачева на вершину популярности. А потом взял в заложники.
ЗАЛОЖНИК
В образе Левы Соловейчика Стругачев снялся в пяти картинах. Настал момент, когда других ролей артисту уже никто не предлагал. Только что-то похожее.
«Он человек, который не хотел бы останавливаться на чем-то. И не все видят в нем то, что на самом деле есть. В этом есть и драма, и трагедия», – говорит актер Андрей Федорцов.
Например, в спектакле «Муж моей жены» Стругачев не просто играет одну из главных ролей. На нем держится сюжетный каркас всего действия.
«Он жесткий. Иногда бывают такие спектакли, когда хочется повеселиться внутри роли или пошутить. Но Семен не идет ни на какие шутки. Он строг и непримирим. После спектакля, в антракте – пожалуйста», – отмечает актер Валерий Гаркалин.
Свое умение работать в разных жанрах Семен Стругачев уже доказал. Так что однажды пришло время ему попробовать себя в роли режиссера. Для своей работы Стругачев выбрал эксцентричную комедию и, видно, неспроста. Он, конечно, хочет быть режиссером, но отказываться от славы Луи де Фюнеса тоже не намерен.
«Он прекрасно ведет репетиции. Он сам тратится на них так, что просто по-другому стыдно быть и существовать», – подчеркивает актриса Ольга Прокофьева.
Однако сегодня Семен признается, что если случится так, что ему предложат сыграть в кино в другом жанре, то он будет очень счастлив.
Человеку с таким лицом сам бог велел играть комедии. Поначалу он так и делал, а потом взял и перевернул все с ног на голову. Сальто и перевороты собственной судьбы Стругачев давно взял в свои руки. Ведь никто не относится к жизни более серьезно, чем настоящий комик.