Актриса из леса Нина Усатова
Ей долгие годы пришлось доказывать право на сцену.Этой актрисе подвластно все. Ее диапазон – от драмы до комедии, от трагедии до цирка. И везде она органична. Везде заразительна. Подлинна. Достоверна. Про себя она говорит, что попала на сцену прямо из леса. В каком-то смысле, так оно и есть.
РОДНАЯ ДУША
1988 год. На советские экраны выходит фильм Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…» Картина имела невероятный успех. За один год ее посмотрело более 40 миллионов человек. Только вот исполнительница роли глухонемой Лиды – актриса Нина Усатова – не вошла в их число, потому что у нее был маленький ребенок. В перерывах между кормлениями малыша Нина все-таки вырвалась в кинотеатр. Но, оказалось, попасть на сеанс – невозможно. Билетов нет!
Действие фильма разворачивается в 1953 году. Из тюрем и лагерей освобождаются десятки тысяч уголовников. Деревню, в которой живет героиня Нины Усатовой – глухонемая Лида – захватили бандиты. Лида пытается спасти от них свою дочь Сашу.
Роль глухонемой лишила Нину Усатову одного из самых важных профессиональных инструментов – голоса. Чтобы сыграть Лиду, Усатова ходила в интернат для глухонемых. Смотрела, как они жестикулируют, как смотрят, как считывают с губ.
«Я какие-то жесты даже сейчас помню. А потом я подумала, с какого перепугу она будет разговаривать академическим жестом, академическим языком глухонемых. Да ни за что на свете. Она там, в деревне говорила так, что бы ее поняли», – рассказывает Нина Усатова.
СИБИРСКИЙ САМОРОДОК
Родилась Нина Усатова на Алтае. Детство ее прошло в деревне с красивым названием Малиновое озеро. Малиновым деревенское озеро казалось по вечерам оттого, что по берегам, на поверхность земли, выходили отложения соли и марганца. Родители трудились в лесничестве. О том, что их дочь Нина станет актрисой, и мыслей ни у кого не было. Да она и сама строила совсем другие планы на жизнь. Как многие мальчишки и девчонки послевоенных лет, Нина мечтала о настоящих подвигах.
Но в 9 классе Нина поняла – ей обязательно нужно стать актрисой. Поняла и испугалась. Она любила смотреть фильмы, которые привозили на станцию. Коллекционировала открытки-фотографии любимых артистов. Но представить себя в одном ряду с ними не могла. Как? Ведь не красавица. Но желание выходить на сцену было непреодолимым.
© ИТАР-ТАСС
ДЕВУШКА ФАБРИЧНАЯ
В Москву Нина приехала в 1969-м. Подала документы в Щукинское театральное училище. На актерский. Но на первом же экзамене срезалась. На сцене Нина чувствовала себя как рыба в воде. Но как только дело касалось истории, абитуриентка терялась. Неудачи преследовали Усатову четыре года подряд. Другая на ее месте давно бы все бросила. Уехала домой. Но Нина привыкла добиваться своего. Да и ехать домой было не на что. Чтобы выжить, Нина устроилась на суконную фабрику. В 100 км от Москвы. Зато дали общежитие. Но самое главное: при фабрике был народный театр!
«У нас тоже были хорошие спектакли. Это тоже было счастье быть на сцене. Мне было необходимо выходить на сцену, просто на сцену. А поскольку это были долгие 4 года до училища, то да, приходилось работать и не только на фабрике, и в пионерском лагере мы работали летом, воспитателями, пионервожатыми, клуб топила печкой зимой, вела кружки хора», – признается актриса.
Создать фабричный хор – инициатива Усатовой. Дирижировать она не умела, зато оказалась мощным организатором. Ходила, агитировала, убеждала – и дело пошло!
В театральное училище Нина поступила только в 1975 году. С пятой попытки. И взяли ее не на актерский факультет, а на режиссуру. Право называть себя актрисой ей пришлось еще долго завоевывать.
НА КРАЮ СВЕТА
1979 год. Усатова окончила театральное училище. Теперь она режиссер. Чтобы подтвердить диплом, нужно поставить спектакль на профессиональной сцене. В столичных театрах на постановку – очередь. Чтобы не терять время, Усатова едет в Котлас – маленький городок в Архангельской области. На сцене местного драмтеатра ставит сказку «Василиса прекрасная». А параллельно – оттачивает свое актерское мастерство.
Через два года Нина узнает, что в Петербурге открывается новый театр – Молодежный. Помещение еще не сдали, но уже набирают актеров. Усатова тут же собрала чемодан. Поднимать «целину» – это для нее.
На сцену Молодежного театра на Фонтанке Нина Усатова выходила более 10 лет. Этот театр стал для нее семьей и судьбой. Усатова любима. Востребована. Она даже не подозревает, какой сюрприз ждет ее впереди.
Однажды ей позвонили и пригласили в труппу БДТ. Сначала Усатова не поверила. Решила – розыгрыш. Попасть в труппу театра, который знает весь мир! Играть на сцене БДТ! Да это невозможно! Когда раздался второй звонок, стало ясно – шутки здесь ни при чем. Ей действительно предлагают стать актрисой БДТ. Это шанс. Нужно решаться. Сейчас или никогда!
Первая роль на новой сцене – своеобразный экзамен. Оценить потенциал актрисы пришли театральные звезды первой величины: Макарова, Соколова, Николаева. Режиссер спектакля Дмитрий Астрахан наблюдал за происходящим со стороны.
«Вышла Нина играть сцену. Я помню этот взгляд – сели все и смотрят. И вот пошли сцены. Это было очень смешно, они стали все хохотать. Чужие сцены, но они стали хохотать. Я помню, как эпизод кончился, и они стали ей хлопать. И вот в этом был момент – вот все. Ее признал театр, признала труппа БДТ. Это была сдача, по сути, на той репетиции. Она стала актрисой БДТ», – вспоминает режиссер Дмитрий Астрахан.
© ТАСС, Белинский Юрий
МОЦАРТ
1994 год. Владимир Хотиненко работает над фильмом «Мусульманин». Съемки проходят в настоящей деревне под Рязанью. Столичным артистам непросто было «слиться» с деревенской реальностью. Найти общий язык с местными помогала Усатова. У самой актрисы роль небольшая, но драматичная. Она играет тетю Соню – деревенскую женщину, мать, на глазах у которой два сына пытаются убить друг друга. Тетя Соня в исполнении Усатовой оказалась такой родной и притягательной, что была отмечена на фестивале «Кинотавр». Усатова призналась, что наделила свою героиню чертами и жестами собственной матери.
Обычно во время съемок Владимир Хотиненко дает актерам прозвища. Кого-то с его легкой руки стали называть скрипкой Страдивари. Кого-то – скрипкой Гварнери. Во время съемок «Мусульманина» в ход пошли имена композиторов.
«Я был Бетховен. Потому как я ничего не слышал. Копался. Нина – Моцарт. Моцарт – она легкая. Поэтому она всегда разряжала обстановку», – вспоминает актер Евгений Миронов.
В конце 80-х режиссер Александр Прошкин снимает многосерийный фильм о Вавилове. Нужно сыграть небольшую, но яркую роль – председателя колхоза. В голову сразу приходит Усатова. Но у нее маленький ребенок… Но актриса взяла шестимесячного сынишку и поехала. До места добиралась на перекладных. На вокзале их никто не встретил.
«То ли телеграмму не получили, то ли еще что-то. Вот прямо с этим Колянькой маленьким она появляется в этой гостинице с чемоданом, с пеленкой. Ну, кто на такое способен?», – размышляет режиссер Александр Прошкин.
Нина Усатова знает цену успеху. Трудности ее только закалили, научили любить профессию, ценить дружбу, с благодарностью принимать признание. Открытость и щедрость были присущи Усатовой всегда. Тот, кто сталкивался с Усатовой в работе, знают, Нина Николаевна – вспыльчива, как порох. Но отходчива. А главное – она надежна, как скала. Слов на ветер не бросает, а если сказала – сделает.
После совместной работы на картине «Холодное лето пятьдесят третьего» Усатова для режиссера Александра Прошкина стала талисманом. Он старается снимать ее во всех своих фильмах. Для зрителей Усатова – тоже талисман. Если ее имя есть в титрах, это значит, что кино будет интересным.