Михаил Кононов – диктатор с лицом ребенка
Что скрывалось за ангельской внешностью известного артиста?Он жил по своим законам и правилам, никому ничего не доказывал, ни под кого не подстраивался. Ушел из этого мира так же гордо, в нищете и забвении. В жизни – замкнутый, с тяжелым характером, на экране он оставался наивным, по-детски трогательным и открытым. Диктатор с лицом ребенка, актер Михаил Кононов.
Самые близкие люди
Родился Миша в простой семье. Шестиметровая комнатка без единого окна – это и был его дом. Отец мальчика Иван Михайлович работал швейцаром в гостинице «Пекин». Он рано ушел из жизни. Мама Мария Владимировна была поваром.
С матерью у Михаила Кононова были сложные отношения. С одной стороны, она требовала от сына повышенного внимания, с другой – все время отталкивала его от себя. Любила повторять: «Трудно тебе будет в жизни. Преданный, как собака, ласковый, как щенок». Когда Миша привел в дом невесту, Мария Владимировна объявила молодым бойкот – молчала три года.
Со своей будущей женой Наташей Михаил Иванович познакомился случайно на вечеринке у друзей. Когда они поженились, Наташе было 20, ему – 29. Спортсменка, фотомодель – у нее были большие перспективы, но ради Миши девушка отказалась от собственной карьеры. Стала для него и женой, и подругой, и матерью.
Михаилу было 30 лет, когда его мать покончила с собой. После ее смерти Кононов замкнулся, перестал общаться с друзьями и родственниками и никому никогда не рассказывали ни о своем детстве, ни о семье. Единственной отдушиной наглухо закрытого от мира Кононова оставалась профессия.
Фото: ТАСС
В театральном училище Щепкина, куда Михаил поступил сразу после школы, его считали самородком. Парень обладал редким актерским чутьем и непростым характером. Он почти ни с кем не общался. Единственный его друг на курсе – Олег Даль. Они были «два сапога – пара», оба рубили правду сплеча и по любому поводу лезли на рожон.
Лучшая защита - нападение
Говорят, внешность обманчива. По отношению к Михаилу Кононову это верно вдвойне. Природа наделила его нежными чертами лица, но за ангельской внешностью и почти детским голосом скрывался жесткий характер.
«У него была страстная натура, но он всегда себя прятал в оболочку такого милого мальчика, - говорит народный артист России Евгений Стеблов. - У него было расхождение такой мальчишеской внешности и его внутренним миром, достаточно зрелым, определенным, иногда ожесточенном».
Со стороны Кононов казался смешным, трогательным, ранимым. Но коллеги актера знали: малейший повод, и Михаил мгновенно выльет на собеседника порцию яда. Это была защита, но защищался Кононов всегда, даже когда на него никто не нападал.
Всенародный любимец Нестор Петрович
Сценарий «Большой перемены» не привел Кононова в восторг. «История глупая, сниматься в ней не буду», - отрезал он. Режиссер фильма Алексей Коренев с трудом уговорил Кононова не рубить сплеча, подумать.
До этого от роли Нестора Петровича отказались Андрей Мягков и Евгений Стеблов по личным причинам. Претензии Кононова касались исключительно творчества.
«Он был человек неординарный, необычный, со своими тараканами. Он очень мучился из-за этой роли, не понимал, как ее делать. Леша ему, конечно, помог», - вспоминает кинооператор, народный артист России Анатолий Мукасей.
Коренев пошел навстречу актеру, роль переписывали прямо во время съемок. Своим настроем Кононов задал тон для работы всей съемочной группы. Актеры «Большой перемены» с азартом включились в процесс, стали импровизировать. Фильм, который задумывался как двухсерийный, разросся до четырех серий.
Картину, которой было отдано столько сил, Михаил Кононов вычеркнул из своей фильмографии, считал несерьезной. Но по иронии судьбы из всех сыгранных им ролей Нестора Петровича зрители полюбили больше всего.